КОРАБЛИ / ВОКРУГ НИХ

AiR Barents 2016 is commissioning texts in Russian, Norwegian and Sámi language related to artists and art projects in our programme and contemporary art in general in the Barents region.

Text by Maria Yufa

 

КОРАБЛИ / ВОКРУГ НИХ

Мария Юфа 

Море, фьорды и корабли, наверное, самая ожидаемая тема, когда пытаешься представить себе нечто типичное, присущее искусству Норвегии. На выставке «Корабли / Вокруг них» норвежского художника Вемунда Туэ можно увидеть корабли самых разных типов. Атомные ракетоносцы и рыбацкие лодки, пассажирские суда и спасательные шлюпки, парусники и ледоколы…

Впечатлениями или скорее воспоминаниями о них наполнена зыбкая живописная среда его картин. Лишённый присущей многим маринистам страсти к детальному изложению технических особенностей корабельного устройства и перипетий морских катастроф Вемунд Туэ вглядывается в морские дали чистым взглядом поэта и романтика. Его живопись это в большей мере рефлексия на искусство прошлого, чем на современные достижения кораблестроения. За призрачными силуэтами его кораблей, растворённых в свободной стихии неба и воды, читаются воспоминания об истории искусства, о музеях, о живописи Тёрнера и французских импрессионистов…

Туэ вырос на Лофотенских островах, среди рыболовецких и грузовых судов. Для него корабли – это метафора человеческого бытия. Вот как размышляет об этом сам художник: «Корабли могут быть транспортом или предметом роскоши, использоваться для отдыха или спасения чьей-то жизни, а иногда убивать, защищая кого-то… Несмотря на свою крепкую и надёжную конструкцию они уязвимы перед необузданной природой. Так и люди — смелы и сильны, но в то же время хрупки…».

Среди работ, представленных на выставке, есть «Корабль дураков» — полотно, на котором изображён самый непрочный тип судна. Мы видим тонущую резиновую лодку, полную офицеров норвежской полиции. Это спасательная команда, которая сама нуждается в спасении.

Ещё одна важная часть творчества Вемунда Туэ — тема полярных исследований. Он не раз писал российские ледоколы, среди которых в том числе «Ермак» — первый в мире ледокол арктического класса с паровым двигателем. Осознавая, что корабли — неотделимая часть истории России, норвежский художник запечатлел и атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», и многие гражданские суда. Большинство из них он писал во время своего пребывания в Мурманске в 2014—2015 годах.

Персональная выставка Вемунда Туэ в Петрозаводске, в медиа-центре «Vыход» — это часть большой норвежско-российской программы сотрудничества «High North AiR network: AiR Barents 2016* ».

Вемунд Туэ родился в 1980 г., живет и работает в Осло. Выпускник Академии искусства в Осло и Колледжа искусства и дизайна в Лондоне. Основные техники – живопись, видео-арт. В октябре 2015 г. художник работал в Карельской арт-резиденции в рамках совместного российско-норвежского проекта «Баренц Бук», который был представлен на фестивале современного искусства «Barents Spektakel» в г. Киркенес (Норвегия) в феврале 2016 г.

* «High North AiR network: AiR Barents 2016» — трёхлетняя программа для профессиональных художников, кураторов, арт-критиков и исследователей в сфере визуальных искусств Севера Норвегии и Северо-Запада России. Проект нацелен на укрепление норвежско-российской художественной сети партнёрства и поощрение творческих работ в Баренц регионе.

English version

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s